Олег Попов дал интервью порталу Cleannow о деятельности РАДО

Олег Попов дал интервью порталу Cleannow о деятельности РАДО

29.08.2022

Способствует ли деятельность РАДО повышению прозрачности рынка клининга? Какую информацию могут получить заказчики? Взаимодействуя с РАДО, кто выигрывает больше – заказчики или подрядчики? На эти и другие вопросы отвечает Олег Попов, основатель клининговой компании Cristanval, в своем эксклюзивном интервью интернет журналу CleanNow.

На ваш взгляд, способствует ли деятельность РАДО повышению прозрачности рынка клининга?

У РАДО (информационный сервис по поддержке реализации отраслевых проектов «обеления» и создания добросовестной конкуренции) несколько целей: повысить собираемость налогов, сделать взаимодействие заказчиков и поставщиков более открытым, снизить демпинг в тендерах. С первыми двумя Инфоресурс (проект РАДО - информационный сервис по поддержке реализации отраслевого проекта «обеления» отрасли клининга и технической эксплуатации) справляется неплохо. Это мы видим и по налоговой нагрузке состоящих там компаний, и по предоставляемым открытым данным, когда любой заказчик может проверить своего контрагента. А контрагент, соответственно, доказать заказчику, что нет никаких рисков взаимодействия с ним. Не секрет, что в клининге теневая занятость представляет серьезную проблему, причем и для заказчиков, и для добросовестных подрядчиков. Первые зачастую понятия не имеют, кто фактически выполняет работы на объекте. Вторые страдают от недобросовестной конкуренции. Дешевая рабочая сила позволяет уменьшить стоимость услуг. Серые фасилити-операторы привлекают заказчиков «выгодными» (то есть демпинговыми) ценами, но достойное качество услуг обеспечить не могут. Более того, часто это сговор двух сторон. Пока есть спрос на занижение стоимости контрактов, будет и предложение. Я считаю, что механизмы РАДО пока не позволяют полностью исключить это явление. Даже если компания состоит в РАДО и данные о ней есть в Инфоресурсе, это не гарантирует, что ее контракты будут полностью белые. То есть для заказчика, который требует нахождения в РАДО, будет смета с полной налоговой нагрузкой, а если заказчик этого не требует, то для него контракт окажется дешевле. Думаю, Ассоциация должна в первую очередь работать с заказчиками, привлекать их к своей деятельности, объяснять им, какие последствия могут быть из-за работы с серой клининговой компанией. Если найдут разрыв в цепочке НДС, заказчика заставят его возместить. Благодаря прозрачности ресурса можно четко отслеживать, как идет процесс обеления. Учитывая то, что даже члены Правления СРО, так сказать, «капитаны обеления», платят страховые взносы около 7,5%, а некоторые 13-14%, надо отметить, что единого понимания до сих пор нет. Все компании свое участие в процессе понимают по-разному.

Как сейчас выстроена ваша работа с РАДО и Инфоресурсом? Какие сведения от вас в итоге становятся общедоступными?

Мы подписываем налоговую оговорку по кейсу GRUZ. Это открывает заказчикам доступ к сведениям, представляющим налоговую тайну, и к конфиденциальной информации официально оформленных работников. Всем зарегистрированным в Инфоресурсе становятся доступны ФИО, место работы, должность, СНИЛС, ИНН сотрудников. Кроме того, мы раскрываем данные о материально-технических ресурсах, обороте, уплаченных налогах, удельном весе вычетов по НДС. Вокруг раскрытия конфиденциальной информации о физлицах идут споры. В первую очередь потому, что сведения предоставляются компанией и согласие на их раскрытие работники не подписывают. И очень часто сотрудники даже не знают о том, что персональные данные передаются куда-то. РАДО утверждает, что де-факто сведения общедоступными не являются. Чтобы их проверить, недостаточно просто зарегистрироваться на площадке. Нужно вступить в правоотношения с поставщиком услуг, получить от него прямое разрешение на открытие доступа к данным. Но самой сути это не меняет, поэтому с каждым сотрудником, чьи данные планируется раскрывать в Инфоресурсе, нужно переподписывать согласие на обработку персональных данных с учетом новых вводных.

Как ведут себя крупные заказчики, взаимодействующие с РАДО? Наблюдаете ли вы демпинг в тендерах?

Обеление бизнеса неизбежно повышает издержки. Бюджет с учетом белого оформления выходит значительно дороже, но резкого повышения цены контрактов не наблюдается. А значит, есть место демпингу. Заказчики, заинтересованные в низкой цене и одновременно в белом оформлении, выдвигают соответствующие требования на тендерах. Чтобы вписаться в бюджет, клининговые компании ищут обходные пути. Например, оформляют десять человек полностью в белую, остальных не оформляют вообще. Кроме того, часто в тендерных заданиях можно встретить пункт о необходимости вступления в РАДО в течение месяца после подписания контракта по результатам закупки. Подрядчики, которые мало осведомлены о деятельности Инфоресурса, вовсе игнорируют этот пункт. Они не до конца понимают, какую ответственность на себя берут, и думают, что это очередная ассоциация, участие в которой ничего не значит. Следовательно, они изначально дают низкую цену, побеждают, а потом, понимая, что с белым оформлением они не впишутся в бюджет, применяют упомянутою мной схему с десятью человеками или выводят на объект меньше пресонала, чем того требует контракт. Заказчик штрафует за несоблюдение договора, но если подрядчику удается при этом хоть что-то зарабатывать, сотрудничество с горем пополам продолжается. И таких контрактов, к сожалению, много.

Как думаете, чем грозит отказ от сотрудничества с Ассоциацией для клининговых компаний?

Отказываясь от сотрудничества с РАДО, клининговая компания дает повод предполагать, что она применяет серые схемы, а это уже как красная тряпка для налоговой. Хотя стоит отметить, что вступление в РАДО и регистрация в Инфоресурсе ¬– не гарантия 100% добросовестности, я об этом говорил выше. Но обеление идет, и идет планомерно. Формируется культура проверки подрядчиков, налаживается система работы через Инфоресурс. Определенный запрос на взаимодействие в белую есть, мы это видим по тем компаниям-заказчикам, которые уже сотрудничают с РАДО. Среди них много гигантов из ритейла, банковской сферы.

Взаимодействуя с РАДО, кто выигрывает больше – заказчики или подрядчики?

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Предлагаю пойти другим путем и просто озвучить нюансы и особенности такого сотрудничества для заказчиков и подрядчиков. Заказчики, пользуясь Инфоресурсом для проверки клининговых компаний, получают возможность оценить прямые налоговые риски заказа услуг у конкретного поставщика и косвенные юридические. Информресурс фасилити-операторов позволяет проверить компанию на предмет теневой занятости. Также в нем открыты сведения обо всех основных взносах и отчислениях. А ресурс с реквизитами налогоплательщиков, раскрывших сведения о разрывах по НДС, позволяет понять, есть ли риск доначисления налогов. Все дело в том, что цепочки платежей НДС налоговая отслеживает особенно тщательно. Если поставщик услуг не перечисляет налог в бюджет, ФНС приходит к заказчику и доначисляет налог ему. Договорные контракты между сторонами в сфере клининга распространены. Никто не будет разбираться, был заказчик в курсе, что подрядчик не включает в цену услуг налоги, или нет. Придется доплачивать в бюджет из-за недобросовестности поставщика. То есть надежнее подстраховаться, проверить его в Инфоресурсе и не сотрудничать с сомнительной компанией. Что касается самих фасилити-операторов, им РАДО пока может дать только репутационные преимущества.

Сейчас власти прорабатывают возможность предоставлять участникам РАДО преференции при госзакупках. Насколько этот механизм удастся реализовать и к чему он может привести?

Преференциальный доступ добросовестных налогоплательщиков к госзакупкам должен привести к тому, чтобы серых поставщиков услуг в секторе не было. Тех, кто не докажет, что работает в белую, не должны допускать к участию в тендерах. А в госсекторе очень низкие начальные максимальные цены контрактов, белые компании не могут работать в таком бюджете. Думаю, на реализацию преференциального доступа к госзакупкам требуется очень много времени: государственные структуры не слишком поворотливы в таких изменениях. Добавлю, что одного лишь рейтинга налоговой добросовестности недостаточно, чтобы очистить госзакупки от демпинга. Уплата налогов – дело нужное, но не только это формирует репутацию. Есть компании, которые исправно платят налоги и взносы, но при этом оказывают некачественные услуги, нарушают условия договоров, срывают контракты. В рейтинге добросовестности, который строится на белой занятости и неразрывных цепочках НДС, все это никак не отражается.

Как изменится конкуренция в клининге с учетом участия в РАДО?

Конкуренции по качеству в клининговой сфере не было и пока нет. До сих пор многие компании выбирают клининговые услуги преимущественно по ценовому принципу. Их не интересует, как поставщик платит налоги и платит ли их вообще, какое качество он демонстрирует. Пока спрос рождает предложение, ситуация кардинально не изменится. Но чем меньше выгод и больше проблем заказчики будут получать от сотрудничества с недобросовестными поставщиками, тем больше серых компаний отсеется. РАДО как раз и призвана ограничивать возможности конкурировать за счет ухода от налогов. Это, безусловно, шаг к формированию здоровой конкуренции. И пусть этот шаг пока не идеальный, он хотя бы в правильном направлении.
Источник: https://www.cleannow.ru

Автор:

Олег Попов дал интервью порталу Cleannow о деятельности РАДО

Способствует ли деятельность РАДО повышению прозрачности рынка клининга? Какую информацию могут получить заказчики? Взаимодействуя с РАДО, кто выигрывает больше – заказчики или подрядчики? На эти и другие вопросы отвечает Олег Попов, основатель клининговой компании Cristanval, в своем эксклюзивном интервью интернет журналу CleanNow. На ваш взгляд, способствует ли деятельность РАДО повышению прозрачности рынка клининга? У РАДО (информационный сервис по поддержке реализации отраслевых проектов «обеления» и создания добросовестной конкуренции) несколько целей: повысить собираемость налогов, сделать взаимодействие заказчиков и поставщиков более открытым, снизить демпинг в тендерах. С первыми двумя Инфоресурс (проект РАДО - информационный сервис по поддержке реализации отраслевого проекта «обеления» отрасли клининга и технической эксплуатации) справляется неплохо. Это мы видим и по налоговой нагрузке состоящих там компаний, и по предоставляемым открытым данным, когда любой заказчик может проверить своего контрагента. А контрагент, соответственно, доказать заказчику, что нет никаких рисков взаимодействия с ним. Не секрет, что в клининге теневая занятость представляет серьезную проблему, причем и для заказчиков, и для добросовестных подрядчиков. Первые зачастую понятия не имеют, кто фактически выполняет работы на объекте. Вторые страдают от недобросовестной конкуренции. Дешевая рабочая сила позволяет уменьшить стоимость услуг. Серые фасилити-операторы привлекают заказчиков «выгодными» (то есть демпинговыми) ценами, но достойное качество услуг обеспечить не могут. Более того, часто это сговор двух сторон. Пока есть спрос на занижение стоимости контрактов, будет и предложение. Я считаю, что механизмы РАДО пока не позволяют полностью исключить это явление. Даже если компания состоит в РАДО и данные о ней есть в Инфоресурсе, это не гарантирует, что ее контракты будут полностью белые. То есть для заказчика, который требует нахождения в РАДО, будет смета с полной налоговой нагрузкой, а если заказчик этого не требует, то для него контракт окажется дешевле. Думаю, Ассоциация должна в первую очередь работать с заказчиками, привлекать их к своей деятельности, объяснять им, какие последствия могут быть из-за работы с серой клининговой компанией. Если найдут разрыв в цепочке НДС, заказчика заставят его возместить. Благодаря прозрачности ресурса можно четко отслеживать, как идет процесс обеления. Учитывая то, что даже члены Правления СРО, так сказать, «капитаны обеления», платят страховые взносы около 7,5%, а некоторые 13-14%, надо отметить, что единого понимания до сих пор нет. Все компании свое участие в процессе понимают по-разному. Как сейчас выстроена ваша работа с РАДО и Инфоресурсом? Какие сведения от вас в итоге становятся общедоступными? Мы подписываем налоговую оговорку по кейсу GRUZ. Это открывает заказчикам доступ к сведениям, представляющим налоговую тайну, и к конфиденциальной информации официально оформленных работников. Всем зарегистрированным в Инфоресурсе становятся доступны ФИО, место работы, должность, СНИЛС, ИНН сотрудников. Кроме того, мы раскрываем данные о материально-технических ресурсах, обороте, уплаченных налогах, удельном весе вычетов по НДС. Вокруг раскрытия конфиденциальной информации о физлицах идут споры. В первую очередь потому, что сведения предоставляются компанией и согласие на их раскрытие работники не подписывают. И очень часто сотрудники даже не знают о том, что персональные данные передаются куда-то. РАДО утверждает, что де-факто сведения общедоступными не являются. Чтобы их проверить, недостаточно просто зарегистрироваться на площадке. Нужно вступить в правоотношения с поставщиком услуг, получить от него прямое разрешение на открытие доступа к данным. Но самой сути это не меняет, поэтому с каждым сотрудником, чьи данные планируется раскрывать в Инфоресурсе, нужно переподписывать согласие на обработку персональных данных с учетом новых вводных. Как ведут себя крупные заказчики, взаимодействующие с РАДО? Наблюдаете ли вы демпинг в тендерах? Обеление бизнеса неизбежно повышает издержки. Бюджет с учетом белого оформления выходит значительно дороже, но резкого повышения цены контрактов не наблюдается. А значит, есть место демпингу. Заказчики, заинтересованные в низкой цене и одновременно в белом оформлении, выдвигают соответствующие требования на тендерах. Чтобы вписаться в бюджет, клининговые компании ищут обходные пути. Например, оформляют десять человек полностью в белую, остальных не оформляют вообще. Кроме того, часто в тендерных заданиях можно встретить пункт о необходимости вступления в РАДО в течение месяца после подписания контракта по результатам закупки. Подрядчики, которые мало осведомлены о деятельности Инфоресурса, вовсе игнорируют этот пункт. Они не до конца понимают, какую ответственность на себя берут, и думают, что это очередная ассоциация, участие в которой ничего не значит. Следовательно, они изначально дают низкую цену, побеждают, а потом, понимая, что с белым оформлением они не впишутся в бюджет, применяют упомянутою мной схему с десятью человеками или выводят на объект меньше пресонала, чем того требует контракт. Заказчик штрафует за несоблюдение договора, но если подрядчику удается при этом хоть что-то зарабатывать, сотрудничество с горем пополам продолжается. И таких контрактов, к сожалению, много. Как думаете, чем грозит отказ от сотрудничества с Ассоциацией для клининговых компаний? Отказываясь от сотрудничества с РАДО, клининговая компания дает повод предполагать, что она применяет серые схемы, а это уже как красная тряпка для налоговой. Хотя стоит отметить, что вступление в РАДО и регистрация в Инфоресурсе ¬– не гарантия 100% добросовестности, я об этом говорил выше. Но обеление идет, и идет планомерно. Формируется культура проверки подрядчиков, налаживается система работы через Инфоресурс. Определенный запрос на взаимодействие в белую есть, мы это видим по тем компаниям-заказчикам, которые уже сотрудничают с РАДО. Среди них много гигантов из ритейла, банковской сферы. Взаимодействуя с РАДО, кто выигрывает больше – заказчики или подрядчики? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Предлагаю пойти другим путем и просто озвучить нюансы и особенности такого сотрудничества для заказчиков и подрядчиков. Заказчики, пользуясь Инфоресурсом для проверки клининговых компаний, получают возможность оценить прямые налоговые риски заказа услуг у конкретного поставщика и косвенные юридические. Информресурс фасилити-операторов позволяет проверить компанию на предмет теневой занятости. Также в нем открыты сведения обо всех основных взносах и отчислениях. А ресурс с реквизитами налогоплательщиков, раскрывших сведения о разрывах по НДС, позволяет понять, есть ли риск доначисления налогов. Все дело в том, что цепочки платежей НДС налоговая отслеживает особенно тщательно. Если поставщик услуг не перечисляет налог в бюджет, ФНС приходит к заказчику и доначисляет налог ему. Договорные контракты между сторонами в сфере клининга распространены. Никто не будет разбираться, был заказчик в курсе, что подрядчик не включает в цену услуг налоги, или нет. Придется доплачивать в бюджет из-за недобросовестности поставщика. То есть надежнее подстраховаться, проверить его в Инфоресурсе и не сотрудничать с сомнительной компанией. Что касается самих фасилити-операторов, им РАДО пока может дать только репутационные преимущества. Сейчас власти прорабатывают возможность предоставлять участникам РАДО преференции при госзакупках. Насколько этот механизм удастся реализовать и к чему он может привести? Преференциальный доступ добросовестных налогоплательщиков к госзакупкам должен привести к тому, чтобы серых поставщиков услуг в секторе не было. Тех, кто не докажет, что работает в белую, не должны допускать к участию в тендерах. А в госсекторе очень низкие начальные максимальные цены контрактов, белые компании не могут работать в таком бюджете. Думаю, на реализацию преференциального доступа к госзакупкам требуется очень много времени: государственные структуры не слишком поворотливы в таких изменениях. Добавлю, что одного лишь рейтинга налоговой добросовестности недостаточно, чтобы очистить госзакупки от демпинга. Уплата налогов – дело нужное, но не только это формирует репутацию. Есть компании, которые исправно платят налоги и взносы, но при этом оказывают некачественные услуги, нарушают условия договоров, срывают контракты. В рейтинге добросовестности, который строится на белой занятости и неразрывных цепочках НДС, все это никак не отражается. Как изменится конкуренция в клининге с учетом участия в РАДО? Конкуренции по качеству в клининговой сфере не было и пока нет. До сих пор многие компании выбирают клининговые услуги преимущественно по ценовому принципу. Их не интересует, как поставщик платит налоги и платит ли их вообще, какое качество он демонстрирует. Пока спрос рождает предложение, ситуация кардинально не изменится. Но чем меньше выгод и больше проблем заказчики будут получать от сотрудничества с недобросовестными поставщиками, тем больше серых компаний отсеется. РАДО как раз и призвана ограничивать возможности конкурировать за счет ухода от налогов. Это, безусловно, шаг к формированию здоровой конкуренции. И пусть этот шаг пока не идеальный, он хотя бы в правильном направлении.
125057, Россия, Московская, Москва, Песчаная ул., д.4а
Телефон: +7 (499) 455-25-91

Олег Попов дал интервью порталу Cleannow о деятельности РАДО

Способствует ли деятельность РАДО повышению прозрачности рынка клининга? Какую информацию могут получить заказчики? Взаимодействуя с РАДО, кто выигрывает больше – заказчики или подрядчики? На эти и другие вопросы отвечает Олег Попов, основатель клининговой компании Cristanval, в своем эксклюзивном интервью интернет журналу CleanNow.

Назад